Емкость рынка со стороны потребителя

Для того чтобы оценить рынок со стороны потребления, необходимы данные серьезных маркетинговых исследований, которые должны состоять в выборочном опросе представителей генеральной совокупности потребителей (фирм или домохозяйств). Для повышения точности необходимо, чтобы выборка была достаточно представительной: большой и правильно составленной.

Лучше всего, чтобы такое исследование было инициировано и профинансировано отраслевой ассоциацией (или группой ведущих компаний отрасли), а проведено крупной независимой (или средней специализированной) исследовательской компанией. Так, данные, полученные в ходе проведения исследования «Стиль жизни среднего класса», показали, что граждане, имеющие доходы в пределах от 150 до 750 долл. в месяц на одного члена семьи, потратили в 2001 г. на приобретение мебели около 3—3,5 млрд долл.

Эта оценка позволила, в свою очередь, оценить емкость всего российского рынка мебели для дома в 4—5 млрд долл. в розничных ценах, что в точности совпадало с интуитивными оценками участников рынка, но в 3 раза превосходило официальные данные. Это же исследование позволило в 2003 г. оценить российский рынок обуви в ] 50- 200 млн пар, половина из которых приходилась на долю покупок семей среднего класса — по 5—6 пар в год на одну семью в среднем за год.

Интересно
В стоимостном выражении рынок был оценен в 4-7 млрд долл. Оценивая емкость рынка в 3 различных точках (производство, дистрибуция, потребление), необходимо помнить о том, что в стоимостном выражении они могут очень сильно различаться.

Так, емкость фармацевтического рынка со стороны производства в 2005 г. оценивалась примерно в 4 млрд долл., в дистрибуции — около 5,5 млрд долл., в потреблении — около 7 млрд долл. Эти отличия, кстати, позволяют оценить уровень средних отраслевых наценок. Эксперты могут подтвердить (или поставить под сомнение) адекватность среднего уровня наценок, определенных таким способом.

Зная с достаточной достоверностью объем рынка в одной из 3 точек и средние уровни наценок, можно рассчитать объемы рынка в оставшихся трех точках другим способом.

В идеальном случае 3 оценки (со стороны производства, в дистрибьюторской сети, со стороны потребления) должны если не совпасть (в натуральном выражении), то по крайней мере быть достаточно близки. Если этого не происходит и различия между оценками значительны (как в примерах с мебелью и обувью), необходимо проанализировать возможные источники ошибок и уровень погрешности при каждом измерении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)