Исследования Р. Дарендорфа и современное видение роли социального партнерства
Конечно, никто не хочет сказать, что якобы в современном мире общая тенденция к консенсусу и нет никаких противоречий.
Именно конфликт, по Дарендорфу, составляет творческое ядро общественной жизни. Каждый социальный конфликт есть вызов, требующий рационального регулирования во всех сферах общественной жизни и установления контроля над общественными явлениями.
Однако как основатели идеи партнерства, так и ее нынешние исследователи отрицают классовый характер социальной конфликтности.
В настоящее время, считает Р. Дарендорф, остались только следы классовых противоречий.
Современное социальное партнерство – это:
- новый тип мышления, социальной психологии, в центре которых стоит человек, общечеловеческие ценности;
- реально складывающаяся система отношений между классами, социальными группами и социальными слоями, в которой приоритет принадлежит общенациональному согласию, недопущению того, чтобы разные социальные группы общества истощали себя во взаимной борьбе;
- важнейшее направление социальной политики государства;
- совокупность организаций, которые создаются из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования социально-трудовых отношений.
Считают, что тип социального партнерства как общественного явления стал возможен, ибо кардинально изменились на Западе «власть» и «государство».
В частности, в рамках идеи социального партнерства говорят о необходимости в корне пересмотреть саму философию власти, перейти от власти как гегемонии к власти как партнерству. В идеале, власть должна организовывать людей на сотрудничество и взаимодействие.
Обострилась борьба трудящихся в защиту своих интересов, вызывая тревогу крупного капитала и объективную необходимость менять стратегию и тактику взаимоотношений.
Тогда появилась концепция «активного общества» Р. Дарендорфа. Он стал в Германии одним из современных теоретиков вопроса социального партнерства.
По мнению Р. Дарендорфа, социальная жизнь в целом есть конфликт. Именно конфликт, по Дарендорфу, составляет творческое ядро общественной жизни. Каждый социальный конфликт есть вызов, требующий рационального регулирования во всех сферах общественной жизни и установления контроля над общественными явлениями.Но конфликт в последнее время изменился. Так, Р. Дарендорф считает, что классовый конфликт ранее доминировал на политической сцене. Он был движущей силой развития.
По Дарендорфу, в современном обществе реже возникают конфликты, исчезают антагонизмы, уравниваются социально-экономические интересы труда и капитала, что является отличительной чертой концепции «активного общества».
Таким образом, концепция «активного общества» представляет собой модернизированный вариант концепции «социального партнерства», создающий мнение о возможности решения социально-политических конфликтов не революционным путем, а исключительно путем реформирования.
- Синергетика в социокультурной динамике
- Каков главный способ социальных изменений – революция или реформа
- Понятие модернизации
- Формирование человеческих представлений о том, как развивается общество
- Прогресс и регресс в обществе
- Фордизм, корпоративизм и идеи социального партнерства
- Формирование идеи социального партнерства и ее изменения в XX веке
- Источники и причины социальных и политических конфликтов
- Противоположные подходы к сущности конфликтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу