Место медицинского и фармацевтического товароведения в системе подготовки провизоров

В 70-х годах прошлого столетия развилась материальная база аптек, появилось много импортных и отечественных готовых лекарственных средств. В связи с этим повысились требования к провизору как  товароведу.

Поэтому в 1973 г. Минздравом СССР было утверждено типовое положение о старшем товароведе-фармацевте аптечного управления АССР, края, области, города, а позже, в  1975 г.  —  «Типовое положение о старшем товароведе-фармацевте ГАПУ МЗ Союзной республикиc.

Эти должности замещались провизорами, прошедшими подготовку на Факультете повышения квалификации по товароведческому курсу.

Товароведы — специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Сам термин  «товароведc в  буквальном смысле  может быть истолкован как «знаток товараc или «субъект, знающий товарc. Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов медицинской и фармацевтической отрасли народного хозяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Технологи обеспечивают производство продукции, которая пока еще не является товаром.

Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности превратилась в объект товароведческой деятельности.

Товароведы входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений промышленных предприятий, выпускающих продукцию медицинского назначения, а также предприятий оптовой и розничной аптечной сети.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают.

Можно выделить два основных направления товароведческой деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров.

Поэтому и на производстве, и в оптовой и розничной торговле нужны три категории специалистов: маркетологи, технологи (инженеры), менеджеры. Менеджеры по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их.

Сегодня нет такой специальности провизор-маркетолог, но подготовка специалистов со знаниями основ маркетинга фармацевтических товаров ведется на кафедре маркетинга и товароведения в здравоохранении в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова.

Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительных свойств товаров.

Вместе с  тем товароведам-технологам и  организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умений и навыков товароведения.

Провизор-товаровед должен знать в области товароведения:

  • эмпирические и аналитические методы. Это позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ассортимента, средств и способов сохранения качества и количества медицинских и фармацевтических товаров в процессе товародвижения;
  • ассортимент медицинских и фармацевтических товаров (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;
  • направления развития и совершенствования ассортимента;
  • номенклатуру потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров и показателей, критерии их выбора при оценке качества;
  • количественные характеристики единичных экземпляров медицинских и фармацевтических товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;
  • факторы, влияющие на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров;
  • виды потерь и причины их возникновения, порядок списания;
  • виды, функции, формы и средства информации о медицинских и фармацевтических товарах;
  • товароведческие характеристики товарных групп и конкретных медицинских и фармацевтических товаров.

Теоретические знания реализуются через определенные товароведные навыки, поэтому провизор-товаровед должен уметь:

  • классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (составу, показаниям, противопоказаниям, техническим характеристикам и т. п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для выявления потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров медицинского назначения;
  • определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики оптового или розничного звена аптечной сети с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп;
  • оценивать качество медицинских и фармацевтических товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставления с регламентируемыми требованиями НТД;
  • проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для профилактики и лечения пациентов;
  • идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными требованиями НТД;
  • определять приемочные и браковочные числа для проведения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;
  • проводить измерения медицинских и фармацевтических товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;
  • учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности медицинских и фармацевтических товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, качество которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;
  • регулировать факторы, влияющие на сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров при хранении, транспортировании и применении;
  • контролировать создание и поддержание климатического и санитарно-гигиенического режимов хранения медицинских и фармацевтических товаров;
  • участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации, с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;
  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь;
  • обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улучшения товарного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствующих по качеству установленным требованиям;
  • работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;
  • выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт товаров;
  • идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;
  • работать с конкретными медицинскими и фармацевтическими товарами — идентифицировать их с определенной ассортиментной группой и видом, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их  движения к потребителю.
Безусловно, для выполнения товароведческих функций и операций провизор должен обладать специальными знаниями в области классификации фармацевтических товаров, влияния факторов внешней среды и упаковки на фармацевтические товары, прогнозирования сроков хранения, структуры потребительных свойств товаров, маркировки, стандартизации, фармацевтического маркетинга и др.

Переход на хоз-расчет, а затем к рыночным отношениям потребовал от провизора более глубоких знаний в области товароведения и маркетинга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)