Методика выявления нарушений законодательства о судебных приставах
Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.
Функционально судебные приставы подразделяются на две категории:
- приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Федеральном законе «О судебных приставах»;
- приставы-исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Данное разделение, а также система судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов, предопределяют полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.
Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов, а также могут поручать проведение таких проверок вышестоящим службам судебных приставов.
В ст. 3 Федерального закона “Об исполнительном производстве” подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.
Сведения о противоправных действиях судебных приставов или их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, от руководителей предприятий, учреждений, организаций, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений, из средств массовой информации.
В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.
Для установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений.
Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, истребовать и изучить следующие материалы:
- журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
- журнал учета исполнительных производств;
- собственно исполнительные производства;
- журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;
- журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений;
- книгу учета депозитных сумм подразделения судебных приставов;
- книгу о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
- журнал регистрации жалоб и заявлений;
- собственно жалобы и заявления и переписку по ним;
- отчетно-статистические документы.
Таким образом, прокурор выясняет:
- налажен ли в службе учет исполнительных документов;
- соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;
- своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ;
- все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;
- принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества;
- соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;
- соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц, в частности, не превышены ли полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;
- на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;
- регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются, соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.
Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу