Надзор за исполнением законодательства о лицензировании в сфере экономики
Основные положения, регулирующие отношения в сфере лицензионной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе РФ. Пунктом 2 ст. 49 предусмотрены виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальную лицензию.
Базовым в данной сфере является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.
Лицензированию подлежат виды деятельности, определенные данным Законом, а также другими федеральными законами, вступившими в силу до его принятия. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ определен перечень лицензионных видов деятельности только для юридических лиц. Порядок лицензирования, установленный ГК РФ, распространяется в равной степени на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц – коммерческие организации.
Органы, в компетенцию которых входит осуществление лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к лицензирующим органам, в основном это федеральные и региональные государственные органы.
Лицензирование является одним из важнейших механизмов государственного регулирования и управления экономикой страны. Применение его сопровождается нарушениями и злоупотреблениями со стороны должностных лиц лицензирующих органов.
Порядок осуществления лицензирования, формирования и ведения реестра лицензий на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Им же утверждаются положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
При проведении проверки прокурору необходимо выяснить следующие вопросы:
- не допускаются ли нарушения при финансировании лицензирования (например, финансирование не из бюджета, а за счет лицензионных органов);
- правильно ли установлена плата за выдачу лицензий, зачисляются ли принятые лицензирующим органом суммы в соответствующий бюджет;
- соблюдаются ли лицензирующим органом сроки, порядок выдачи и переоформления лицензий;
- не допускается ли лицензирующим органом незаконное расширение перечня документов, необходимых для получения лицензии;
- соблюдаются ли лицензирующим органом требования действующего законодательства в процессе приема заявок на получение лицензии;
- уполномоченными ли должностными лицами подписываются лицензии;
- не взимается ли лицензионный сбор до принятия решения о выдаче лицензии;
- не производится ли выдача лицензий при отсутствии всех необходимых документов, предусмотренных ст. 10 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- не производится ли выдача лицензий на право занятия конкретными видами деятельности некоммерческим организациям и унитарным предприятиям, в учредительных документах которых не предусмотрена соответствующая деятельность;
- соответствуют ли реквизиты выданных лицензий требованиям, установленным действующим законодательством;
- не допускается ли нарушений законодательно установленного порядка формирования и ведения реестра лицензий;
- осуществляют ли лицензирующие органы контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, ведется ли учет нарушений лицензионных требований;
- осуществляют ли контролирующие органы в пределах своих полномочий контроль за соблюдением законодательства о лицензировании;
- направляют ли государственные контролирующие органы при выявлении нарушений лицензионных требований и условий соответствующие сведения лицензирующему органу, выдавшему лицензию;
- не допускают ли лицензирующие органы незаконного освобождения предприятий от уплаты лицензионных сборов;
- допускались ли факты отказов в выдаче лицензий по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством;
- обоснованно ли принимаются решения об аннулировании, о приостановлении действия лицензий;
- своевременно и во всех ли случаях лицензирующие органы направляют в правоохранительные органы материалы о незаконной предпринимательской (безлицензионной) деятельности в контролируемой ими сфере.
В ходе проверки соблюдения законодательства в деятельности лицензирующего органа следует изучить переписку по жалобам и заявлениям граждан и юридических лиц, материалы судебных споров с участием лицензирующего органа.
В лицензирующем органе изучаются протоколы заседания лицензионных комиссий, лицензионные дела соискателей лицензий. В указанных делах должны быть в наличии все документы, представляемые соискателями лицензий, что предусмотрено Положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При изучении материалов об отказе в выдаче лицензии следует мотивировку и основание отказа сопоставить с исчерпывающим перечнем оснований, установленным Положением.
При проверке в органе, осуществляющем государственный контроль за соблюдением лицензионных условий и требований, прокурор знакомится с материалами проверок лицензиатов на предмет выявления незаконной предпринимательской деятельности. В частности, в случае установления фактов безлицензионной деятельности либо деятельности с нарушением условий выданной лицензии следует с привлечением налоговых органов установить размер прибыли, полученной от незаконной деятельности, для последующего решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).
В некоторых случаях с целью последующей персонализации ответственности чиновников, допустивших правонарушение, следует запросить список должностных обязанностей руководителей проверяемого органа и его подразделений, отобрать у них объяснения по существу совершенного правонарушения.
Наиболее часто применяемой мерой прокурорского реагирования на нарушения законодательства о лицензировании является представление, вносимое в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом характера выявляемых нарушений, а также необходимости поставить в одном документе вопросы об устранении нарушений и об ответственности должностных лиц, их допустивших.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу