Основные принципы социального поведения

Несмотря на различия, все основные подходы в социальной психологии имеют два общих ключевых предположения. Во-первых, люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию.

Феноменология и когнитивная психология указывают на сознательные цели человека в конкретной ситуации, когда, например, рекламная фраза «У папы скоро день рождения!» напоминает вам, что нужно срочно бежать и купить еще один набивной гавайский галстук, такой же, как тот, который ваш папа так расхваливал в прошлом году.

Психология на учения подчеркивает, что прошлые награды и поощрения заставляют людей стремиться к одним целям и избегать других. Например, если ваши родители гордо улыбались всякий раз, когда вы делились своими игрушками с младшей сестрой, и хмурились, когда вы заводили разговор о деньгах, вы, вероятно, решите, что будете работать в Корпусе Мира и не заинтересуетесь деятельностью брокеров на Уоллстрит.

Эволюционная психология определяет социальные мотивации, которые восходят к нашему прошлому: например, люди, входившие в социальные группы, в которых преобладала взаимопомощь, оказывались более удачливыми в сохранении и передаче своих генов, чем эгоцентричные отшельники.

Вторая общая теоретическая нить направлена на взаимодействие человека и ситуации. Все основные подходы психологии подразумевают, что внутренние мотивации каждого из нас взаимодействуют с внешними ситуациями, в которых мы оказываемся.

Например, эволюционная психология определяет, каким образом ситуации, связанные с выживанием и репродукцией (вид голодного хищника или призывные взгляды), провоцируют внутренние реакции, такие как гнев, страх, сексуальное возбуждение. Теоретики социального научения исследуют то, как усвоенные реакции индивидуума связаны с поощрения ми и наказаниями, принятыми в данной социальной среде.

Теоретики когнитивного подхода изучают связь мыслительных процессов индивидуума и постоянных изменений социальной ситуации.

Итак, в нашей книге мы выделяем два основных принципа, содержащихся в различных концепциях:

  1. Социальное поведение является целенаправленным. Люди взаимодействуют друг с другом, что бы достичь определенной цели или удовлетворить некоторую внутреннюю мотивацию.
  2. Социальное поведение представляет собой постоянное взаимодействие между личностью и ситуацией.

В следующих разделах мы более подробно поговорим об этих двух принципах.

Социальное поведение является целенаправленным. Цели определяют наше социальное поведение на нескольких уровнях. На поверхностном уровне мы можем составить длинный список повседневных целей: разузнать последние сплетни на работе, получить утешение после провала на экзамене, избежать разговора с надоедливым соседом, произвести хорошее впечатление на учителя, назначить свидание на ближайший субботний вечер.

Если брать уровень выше, – мы преследуем долгосрочные цели: добиться репутации компетентного в своем деле человека, выглядеть привлекательным, произвести на кого-либо хорошее впечатление или завести роман.

Эти более долгосрочные цели часто связаны с некоторыми повседневными целями: развитие романтических отношений включает в себя краткосрочные цели, такие как свидание в субботний вечер и утешение от своего партнера после экзамена. Большое количество исследований социального поведения посвящены этим более широким целям, которые играют важную роль в нашем изучении причин социального поведения.

На самом высоком уровне мы можем задать вопрос о базовых мотивах – основных функциях социального поведения. Так, например, успех в карьере и установление связей с людьми из высшего общества можно обозначить как базовый мотив «достижения и поддержания статуса».

Мы не всегда осознаем эти более глубокие мотивации, однако они оказывают сильное влияние на социальное взаимодействие. Чтобы лучше понять эти фундаментальные мотивы, давайте рассмотрим некоторые мотивы, изучавшиеся социальными психологами.

Установление социальных связей. В первом учебнике по психологии Уильям Джеймс писал: Одиночество – величайшее зло для человека. Заключение в одиночной камере, как полагают многие, является слишком жестокой и неестественной пыткой, чтобы ее можно было одобрить в цивилизованных странах. Для человека, оказавшегося выброшенным на необитаемый остров, самым ярким и волнующим впечатлением будет след человеческой ступни или маячащая вдали человеческая фигура.

Если вы когда-нибудь переезжали в другой город, меняли школу или просто проводили выходные в одиночестве, вы могли почувствовать, что такое изоляция. В этом случае у вас возникали мотивы наладить связи, установить новые знакомства, навестить старых друзей или просто позвонить родственникам по телефону.

Когда психологи пытаются перечислить наиболее важные мотивы, определяющие человеческое поведение, то мотив установления связей с другими обычно ставится на первое место.

Интересно
Некоторые социальные психологи утверждают, что стремление устанавливать связи заложено в нас генетически. Наши предки всегда жили в группах, как и большинство тех приматов, от которых они произошли. Установление связей с другими людьми дает человеку множество преимуществ. Например, люди в группах могут делить друг с другом пищу или объединяться с целью сохранения общей безопасности.

Более того, нам необходимо человеческое окружение, чтобы достичь и некоторых других социальных целей. Однако в нашем взаимодействии с другими людьми цель установления социальных связей имеет столь большое значение, что мы будем рассматривать ее в различных контекстах на протяжении всей книги.

Понимание самих себя и других. Люди сплетничают, читают в газетах биографические очерки преступников, хотят получить поддержку друзей, когда спрашивают их о своих шансах назначить свидание очаровательной новенькой однокласснице. Люди тратят время и усилия на получение информации о себе и о других. Значимость такой информации очевидна – понимая себя и свои отношения с другими, мы оказываемся в состоянии эффективно управлять собственной жизнью. Тот, кто «далек» от этой реальности, с трудом выживет в социальной группе.

Так как социальное знание имеет такое большое значение для всех человеческих отношений, то социальные психологи уделили много внимания теме социального познания. В главах 2 и 3 мы исследуем эту тему подробно и возвратимся к ней в каждой из после дующих глав.

Достижение и сохранение статуса. Джеки Робинсон начинал свою жизнь в нище те. Сын рабочего на ферме, он вырос в сельской местности в штате Джорджия. Вместе с еще четырьмя детьми Джеки воспитывала мать домохозяйка. Однако после окончания школы Робинсон сделал головокружительную карьеру: спортивная звезда в колледже, затем звезда бейсбола, директор по персоналу крупной корпорации, политический лидер Республиканской партии, борец за гражданские права.

Вместе со статусом пришли материальное благополучие и связи с людьми, наделенными властью. Репутация Робинсона была столь высока, что президент Эйзенхауэр однажды прошел через весь зал, полный знаменитостей, специально чтобы пожать ему руку.

Далеко не всем удается достичь уровня Джеки Робинсона, однако борьба за власть и достижение статуса ведется на всех уровнях. Детские сады соревнуются за место в Малой Лиге, студенты колледжей борются за хорошие оценки, менеджеры среднего звена ведут между собой борьбу за получение руководящих должностей, а сенаторы сражаются за пост президента.

В исследованиях о том, что люди думают о себе и о других, понятие статуса встречается постоянно. Повсюду противопоставление «доминирование-подчинение» является основным измерением, которое использует человек, чтобы описать знакомых ему людей.

Преимущества достижения статуса включают в себя не только быстрое приобретение материальных выгод, но и получение менее осязаемых социальных преимуществ, таких как уважение и восхищение других людей.

Основные принципы социального поведения

Есть множество свидетельств, подтверждающих, что мы прилагаем максимум усилий не только чтобы пред стать перед другими в хорошем свете, но также чтобы уверить себя, будто у нас есть все основания ходить с гордо поднятой головой. На страницах этой книги мы увидим, что мотивация достижения и сохранения статуса лежит в основе многих типов социального поведения.

Защитить себя и тех, кто нам дорог. В частной жизни, чтобы защитить себя, люди ставят заборы вокруг своих жилищ, вывешивают предостерегающие знаки на улице, покупают собак служебных пород и даже объединяются в группы.

На национальном уровне общества создают армии, чтобы защититься от армий других государств. Полемика вокруг Элиана Гонсалеса была столь горячей, потому что родственники его сына в Майами были уверены в том, что защищают ребенка от тоталитарного коммунистического режима.

Основные принципы социального поведения

Отец же Элиана опасался, что жизнь мальчика без родителей будет полна страданий в обществе, где даже школьникам доступны оружие и наркотики. Мотивация самозащиты может иметь очевидные преимущества, способствуя нашему собственному выживанию и выживании нашей семьи.

В самом деле, в 1990 х годах в США ежемесячно совершалось в среднем около 2000 убийств, и многие из них в Майами. Люди становятся враждебными, когда их репутации, благосостоянию или их близким грозит опасность.

Привлечение и сохранение партнеров Бхупиндер Сингх, седьмой магараджа Патьяла в Индии, имел 350 жен у большинства американских мужчин есть хотя бы одна. Люди часто прилагают много усилий, чтобы найти и сохранить своих партнеров: пишут длинные любовные письма, звонят по телефону в 2 часа ночи или используют компьютерную службу знакомств.

Поиск партнеров – та область, в которой часто оказывается, что мужчины и женщины имеют некоторые различия в мотивации.

Представьте себе, как вы отреагируете в следующей ситуации: вы находитесь в баре своего колледжа, и весьма привлекательная незнакомка пытается завязать с вами беседу с реплики: «Вы напоминаете мне одного человека, с которым я раньше встречалась».

Вы отреагируете благосклонно – улыбнетесь и установите визуальный контакт, или неблагосклонно – возможно, даже отвернетесь? Что, если незнакомка предпримет более откровенную попытку, сказав вместо этого: «Неловко об этом говорить, но я бы хотела с вами встретиться»?

Что, если она про сто подойдет к вам и скажет что-нибудь невинное, например: «Привет»? Майкл Каннингхэм с помощью своих ассистентов, двух мужчин и двух женщин, в одном из баров в пригороде Чикаго, а затем записал по лученные ответы. Каков процент женщин, ответивших положительно на каждый из этих трех подходов? И как отвечали мужчины?

Если вы предположите, что мужчины и женщины по-разному отвечали на эти предложения о знакомстве, вы правы. Приблизительно от 81 до 100% мужчин отвечали положительно на все три реплики (см. табл. 1.2). И хотя около 70% женщин отвечали положительно на простое

«Привет» или на откровенное предложение о встрече, 75% полностью игнорировали муж чину, который начинал с реплики «Вы кого-то мне напоминаете…».

Как мы увидим в главах об аттракции и взаимоотношениях, поведение муж чин и женщин в подобной парной игре имеет ряд общих черт.

Для представителей того и другого пола первоначальный флирт часто ведет к появлению влечения, романтической любви и, возможно, даже установлению прочных семейных уз. С эволюционной точки зрения, все это взаимосвязано.

В самом деле, эволюционисты уверены в том, что цель продолжения рода определяет все остальные социальные цели. Мы устанавливаем связи, получаем социальную информацию, боремся за статус, используем агрессию или самозащиту, чтобы в конечном итоге репродуцировать собственные гены.

Мотивы, цели и социальное поведение. Маловероятно, что просыпаясь утром, человек начинает думать так: «Сегодня я хорошенько по работаю, чтобы достичь статуса и найти хорошего партнера, так что смогу репродуцировать свои гены». Базовые мотивы, определяющие наше поведение, не обязательно являются осознанными.

Интересно
Человеческая психика устроена так, что мы чувствуем себя плохо, когда оказываемся в социальной изоляции, когда над нами смеются или отвергают, и нам хорошо, когда нас тепло приветствуют друзья, сослуживцы говорят нам комплименты, а любовные партнеры целуют.

На поверхностном уровне люди зачастую осознают свои сиюминутные цели (назначить свидание на субботний вечер); иногда, но не всегда, они осознают и более общие цели (развитие романтических отношений); однако крайне редко люди способны осознавать базовые мотивы или основные функции, определяющие их социальное поведение (привлечь и сохранить любовного партнера).

Более того, связи между мотивами и социальным поведением иногда бывают комплексными. Например, агрессия может возникать с целью за щиты. Однако победа в схватке одновременно помогает подростку достичь некоторого статуса или получить о себе определенную информацию.

На самом деле такое поведение порой выражает сразу несколько мотивов. Например, когда мы назначаем свидание, то в конце концов можем установить длительные отношения, удовлетворить свои потребности в привязанности, социальной информации, статусе, любовном партнере и даже защите.

Конечно, не все мотивы, определяющие социальное поведение, сами по себе «социальны». Например, люди могут вести себя дружелюбно, чтобы приобрести материальные выгоды (для увеличения чаевых или комиссионных) или что бы получить полезную информацию (когда хотят узнать, например, где расположен ближайший ресторан).

В силу таких сложных обстоятельств поиск мотивов социального поведения порой представляется затруднительным и напоминает детективное расследование, приводящееся в условиях полной конспирации. Как и в работе детектива, исследование основных мотивов – это интересный и познавательный путь к разрешению секретов социального поведения.

Взаимодействие личности и ситуации. Если симпатичная незнакомка или незнакомец слева от вас начинает флиртовать с вами, вы отвлечетесь и не станете пытаться произвести впечатление на босса, стоящего от вас справа. Если чуть позже вы заметите, как третий человек в черном кожаном костюме с ухмылкой смотрит на вас и на правах собственника придвинулся близ ко к флиртующей незнакомке, ваши мысли изменятся и вы будете думать о том, как защититься.

В то же время ваш коллега по работе, больше думающий о карьере и продвижении по служебной лестнице, будет выбиваться из сил, чтобы произвести впечатление на босса, и не заметит ни девушки, ни угрожающего незнакомца. Другими словами, основные мотивы и конкретные цели отражают постоянное взаимодействие между факторами, внутренними и внешними по отношению к личности.

Поскольку далее мы детальнее изучим эти взаимодействия, давайте определим, что мы подразумеваем под словами «личность» и «ситуация» и как эти два понятия связаны во «взаимодействии личности и ситуации».

Личность. Когда мы говорим о личности, то обычно подразумеваем те особенности и характеристики, которые привносит индивидуум в социальные ситуации. Если вас попросят описать себя, вы, возможно, перечислите физические характеристики (свой рост или пол, например), ваши постоянные установки и пристрастия (имеете ли вы обыкновение голосовать за республиканцев, демократов или либералов), а также ваши психологические черты (экстраверт вы или интроверт, настойчивы или беззаботны, эмоциональны или сдержанны и т. д.).

Эти характеристики могут быть основаны на генетических или физиологических факторах, отличающих вас от других людей, либо они могут исходить из опыта, усвоенного вами в прошлом, или из того, каким образом вы думаете о себе, о других людях или социальном окружении, с которым вам приходится ежедневно сталкиваться. Другие аспекты личности могут быть подвержены временным изменениям, как, например, ваше нынешнее настроение или самочувствие.

Ситуация. Говоря о социальной ситуации, мы обычно подразумеваем окружающие события или обстоятельства, внешние для личности. Это ситуации и события непосредственного социального контекста: например, телевизионное шоу, которое вы сейчас смотрите, или взгляд другого человека рядом с вами.

Ситуация включает также более постоянные аспекты социального окружения, такие как ваше семейное происхождение или нормы, установленные культурой, в которой вы живете.

Хотя зачастую бывает удобно различать факторы ситуации и факторы личности, однако ни тени другие невозможно полностью отделить друг от друга. Рассмотрим, например, гендерную роль человека: отчасти ее определяет биологический пол (он в свою очередь оказывает влияние на физические характеристики, распределение мускулов, форму тела, способность к дето рождению и т. д.).

Но еще гендерную роль формирует социальное окружение (культура, в которой человек вырос, нормы нынешней ситуации, пол других людей рядом с ним). Так что, хотя порой имеет смысл разграничивать черты личности и особенности человека и ситуации, важно понимать, как эти два фактора влияют друг на друга в постоянном взаимодействии.

Личность (Person) – черты или характеристики, которые индивиды привносят в социальные ситуации.

Ситуация (Situation) – внешние события или обстоятельства.

Взаимодействие личности и ситуации. Ни личность, ни ситуация не являются фиксированным целым. Как заметил Уильям Джеймс, «многие молодые люди, достаточно сдержанные в присутствии родителей и учителей, бранятся и хвастаются, как пираты, в компании своих «грубых» юных друзей».

Различные социальные ситуации позволяют нам достичь разных целей: порой мы хотим нравиться, иногда мы хотим, чтобы нас боялись, и так далее.

Поскольку в конкретной ситуации часто действует довольно много факторов, ваша цель в любой момент может зависеть от того, на что вы обращаете внимание. И в зависимости от ваших сиюминутных или долговременных целей вы можете иначе реагировать на ситуацию, чем другие люди. Так и происходит, например, на вечеринке, где одни люди танцуют, другие ведут философский спор, а третьи слушают анекдот.

Когда агрессивного ребенка отпускают на тихую площадку поиграть, то за пять минут детская площадка может превратиться в поле битвы. И с другой стороны, несколько лет, про веденных в колледже, могут изменить человека на всю жизнь.

Разумеется, наша ситуация не просто «происходит» с нами. То, что привлекает одного чело века (например, прыжки с высоты на резиновом тросе, посещение музея), для другого – все равно что находиться в комнате с людьми, зараженными вирусом лихорадки Эбола.

Таким образом, мы выбираем ситуацию, и этот выбор отражается на нашей личности. Есть большая разница между студентом, выбравшим для учебы военное училище в Уэст Пойнте или Аннаполисе, и другим студентом, выбравшим университет Британской Колумбии или Беркли.

Также как люди выбирают свои ситуации, так и ситуации могут выбирать определенный тип людей. Первоклассник выше среднего роста в средней школе может попасть в баскетбольную команду, а его друг, обладающий недюжинными математическими способностями и показавший хорошие результаты в естественных науках, может попасть в класс одаренных детей.

И незначительные отличия между людьми могут возрасти по мере того, как ситуации (такие, как тренировки по баскетболу и математические олимпиады) усиливают их. В старших классах различия между школьниками будут еще больше, чем в начальных. Таким образом, ситуация и человек взаимно формируют и выбирают друг друга в постоянно продолжающемся цикле.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)