Роль метакогниций в психической саморегуляции
Исследование психической саморегуляции включает два круга задач: теоретические — изучение механизмов данного феномена и практические — повышение эффективности самоуправления человека.
Рассмотрение этих задач в контексте метакогнитивного подхода связано с решением вопроса о соотношении метакогнитивных процессов и психической саморегуляции.
Еще задолго до появления терминов «метапознание» и «метакогниции» исследователи отмечали, что когнитивная сфера человека, наряду с функцией познания, также выполняет функцию регулятора поведения (Леонтьев, 1977, Пиаже, 2004).
С. Л. Рубинштейн акцентировал внимание на контролирующей роли интеллекта в волевых процессах. А волевой акт он охарактеризовал посредством описания проявлений когнитивных процессов: «Волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет последствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взвешивание».
При изучении психической саморегуляции особый акцент всегда делался на проявлении осознанности, возможности целенаправленно управлять собственными вниманием, мышлением, памятью и тем самым организовывать различные виды предметной деятельности, а также соответствующее социальным нормам поведение (Выготский, 1984; Конопкин, 1995).
Разработки в области психической регуляции (понимание механизмов ее функционирования и последовательности этапов) позволили конкретизировать научные представления о познавательной деятельности.
По мнению ведущих специалистов, основной функцией метакогниций является регуляция познавательной деятельности (Карпов, 2005; Flavell, 1976, Wilson, 1999). Однако по вопросу о том, как именно метакогниции регулируют познание, точки зрения специалистов различаются.
А. В. Карпов (2005) определяет метакогнитивные процессы как «мышление о мышлении», «память о мышлении» и др., подчеркивая, что один когнитивный процесс является регулятором себя самого или другого когнитивного процесса.
Согласно концепции Карпова, регулирующая функция метакогнитивных процессов проявляется в познании собственной когнитивной сферы и в обеспечении ее функционирования посредством концентрации внимания, активизации мышления и др. А такие регулирующие функции, как постановка цели, выбор средств ее достижения, определение их последовательности и др., реализуются посредством собственно регуляторных процессов: планирование, программирование, контроль и др.
Противоположных взглядов придерживаются Г. Шроу, К. Криппен, К. Хартли, по мнению которых именно в ходе метапознания осуществляются выдвижение целей, планирование способов их достижения, контроль (мониторинг) за выполнением деятельности, оценка результатов и др. (Schraw, Crippen, Hartley, 2006).
Аналогичную позицию демонстрирует Т. Е. Чернокова (2011), трактующая структуру метакогнитивных процессов «как частный вариант психической саморегуляции».
Опираясь на концепции осознанной регуляции психической деятельности О. А. Конопкина и В. И. Моросановой, автор описывает функционирование метакогниций как последовательность процессов постановки целей, моделирования, программирования, контроля и оценки применительно к познавательной деятельности (табл. 12).
К настоящему времени общепризнанным является выделение в метапознании двух составляющих: метакогнитивной осведомленности и метакогнитивной регуляции (Schraw, Dennison, 1994; Wilson, 1999).
Комплекс знаний субъекта о своей познавательной сфере определяется как метакогнитивная осведомленность.
Некоторые специалисты характеризуют проявление метакогниций как последовательность когнитивных и регуляторных процессов.
Например, Р. Фишер выделяет следующие метакогнитивные процессы:
- идентификация проблемы;
- разработка мысленной карты проблемы, сопоставление данной карты с другими;
- планирование — определение шагов, ресурсов и установления целевых показателей;
- оценка процесса решения, оценка результатов решения (Fisher, 1998).
М. А. Холодная (2002), описывая, как функционирует метапознание, фокусирует внимание на произвольном и непроизвольном интеллектуальном контроле (рис. 12).
Реализация произвольного контроля предполагает актуализацию регуляторных процессов и метакогнитивных умений применительно к интеллектуальной деятельности.
Обращает на себя внимание тот факт, что состав регуляторных процессов (планирование, контроль и др.) произвольного интеллектуального контроля соответствует составу регуляторных процессов, характеризующих стиль осознанной саморегуляции в концепции В. И. Моросановой (2001). А присущие интеллектуальному контролю метакогнитивные умения частично совпадают с выделяемыми А. В. Карповым (2005) характеристиками регулятивных инвариантов и метапроцессов.
Обобщая различные трактовки соотношения метакогнитивных процессов и психической саморегуляции, можно выделить следующие подходы к данному вопросу:
- метапознание является частью психической саморегуляции, наряду с другими составляющими (эмоциональной и волевой регуляцией);
- метакогниции являются ведущими компонентами психической саморегуляции;
- психическая саморегуляция является фактором формирования метакогниций;
- психическая саморегуляция является функцией метакогниций;
- психическая саморегуляция является метапроцессом, интегрирующим первичные психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные).
Приведенные подходы достаточно часто не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют друг друга. Например, А. В. Карпов рассматривает психическую саморегуляцию как метапроцесс, а ведущую роль в психической саморегуляции отводит метакогнитивным процессам.
На основании анализа отечественных и зарубежных работ можно сделать вывод, что метакогнитивные процессы регулируют когнитивные (рис. 13).
Кроме метакогнитивных процессов, регуляторами когнитивных также являются регулятивные процессы. В свою очередь, и метакогнитивные и регулятивные процессы управляются рефлексивными процессами (Карпов, 2005).
В системе психической саморегуляции метакогнитивные процессы управляют познанием и функционированием когнитивной сферы. Разнообразные проявления метакогнитивных феноменов определяются как метакогниции.
К числу метакогниций относятся метакогнитивная осведомленность, метакогнитивная оценка, метакогнитивная регуляция, метакогнитивные стратегии и др. Исследования А. В. Карпова, М. А. Холодной, Дж. Флейвела (J. H. Flavell), Г. Шроу и Р. Деннисон (G. Schraw, R. S. Dennison), Дж. Уилсона (J. Wilson) и др. позволяют выделить определенные функции метакогниций в системе психической саморегуляции (табл. 13.).
Как видно из таблицы 13, проявление метакогниций связано с реализацией отражения и регулирования управлением когнитивными процессами, а также с сохранением информации об управляющих воздействиях в виде образов.
Особую роль в системе психической саморегуляции выполняют метакогнитивные стратегии, интегрирующие когнитивные и регулятивные функции.
- Аутогенная тренировка и ее модификации
- Приемы релаксации
- Дыхательные и физические упражнения
- Убеждение и самоубеждение
- Внушение, самовнушение, эффекты плацебо и ноцебо
- Характеристика и классификация методов психической регуляции
- Метакогнитивные стратегии в трудных жизненных ситуациях
- Научные представления о метакогнитивных стратегиях
- Психическая регуляция с позиций метасистемного подхода
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу