Структура новой культуры
В обществе четко обозначились несколько гигантских субкультур. Каждая имела свои границы знаний, нормы, ценности, идеалы, развивалась по своим законам, хотя испытывала влияние других субкультур.
Это были следующие субкультуры:
- высокая, интеллигентская субкультура, ядро которой составила национальная классическая культура. Она развивала традиции российской элитарной культуры, крайне тяжело приспосабливалась к рыночным отношениям, замыкалась в себе и быстро сужала поле своего функционирования;
- западная субкультура либеральных ценностей, индивидуализма и независимости, охватившая часть молодежи, предпринимателей, интеллигенции, среднего класса. Она заняла важное место и в жизни «простых» россиян, поскольку была основой большинства телепрограмм, сделанных по сценариям Запада, транслировалась через иностранные фильмы, литературу, музыку;
- советская субкультура, основанная на идеях, ценностях и традициях минувшей эпохи. Ее поддерживали ранее сформированные и теперь хранимые разными поколениями представления о социальной справедливости, приоритете коллективного над индивидуальным и другие советские ценности;
- маргинальная субкультура социальных низов, «легализовавшаяся» благодаря ряду теле- и радиопередач, книгоиздательств.
Самым цивилизованным проявлением ее стал «русский шансон». Таким образом, на месте советской культуры появилось плюралистическое многомерное образование. Массовое сознание стало уникальным по социокультурной неоднородности.
В идеале между разными субкультурами и их носителями должны развиваться отношения диалога. Но в России они были очень напряженными, и это проявлялось во всех сферах жизни общества.
Отсутствие объединительной культуры часть россиян считала естественным результатом либеральных реформ, а культурный плюрализм – нормой цивилизованного общества. Другие оценивали их как проявление глубокого кризиса отечественной культуры и российской цивилизации в целом.По мере неудач реформ в обществе нарастали духовноэстетическая ностальгия по «добрым советским временам», архаичная тяга к дореволюционной и даже к допетровской эпохе, проявившаяся в апологии самодержавия, православия, народности, культурной изоляции, духовной замкнутости.
- Общие тенденции художественного творчества
- Общество на рубеже тысячелетий
- Характеристика российской аномии
- Разобщение и дестабилизация социума
- Основные тренды трансформации культуры
- Источники финансирования культуры
- Государство и культура в новых условиях
- Стратегический поворот перестройки культуры
- Печатные СМИ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу