Основные аспекты планирования НДС

Основные аспекты планирования НДС представлены на рис. 3.4.

Основные аспекты планирования НДС

Работа в бизнес-направлениях, освобожденных от НДС, которые определяются реализацией соответствующих льготных групп товаров (работ, услуг) согласно ст. 149 НК РФ.

Также необходимо учитывать группы товаров, облагаемых НДС по пониженной 10 % и специальной 0 % ставкам (п. 1,2 ст. 164 НК РФ).

При этом планирования НДС зависит от порядкового места организации в производственной цепочке:

  • организации/ ИП, являющейся конечной в цепочке производства и реализации, целесообразно производить реализацию товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС;
  • организации/ ИП, являющейся промежуточной в производственной цепочке целесообразно являться плательщиком НДС, что позволит применять вычеты по налогу и возмещать из бюджета.

Освобождение от НДС при соблюдении пороговых значений масштаба бизнеса в соответствие со ст. 145 НК РФ – если сумма выручки от реализации (кроме подакцизных товаров) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. за три предшествующих последовательных календарных месяца или реализация подакцизных товаров.

Лица, использующие право на освобождение от уплаты НДС, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие это право.

Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождени.

Лица, использующие данное право, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случая превышения выручки 2 млн руб. за каждые 3 последовательных календарных месяца в указанном году.

Грамотное определение момента определения налоговой базы НДС при реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учетной политики. Так, в случаях если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, то, следовательно, переход права собственности приравнивается к реализации товара и исчислению НДС.

Документальное оформление всех сумм НДС, уплаченных поставщикам, поскольку только надлежащим образом оформленные документы позволяют производить вычет по НДС.

Это предполагает:

  • ведение счетов-фактур, прежде всего, по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам;
  • отслеживание соответствия расходов требованиям гл. 25 НК РФ;
  • минимизацию срока от предоплаты до фактического оприходования товарно-материальных ценностей от поставщиков;
  • приемку с подтверждением актами сдачи-приемки работ и услуг производственного назначения в отчетном периоде, чтобы была возможность получения налогового вычета по НДС в отчетном периоде.

Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам по операциям, как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых. При отсутствии раздельного учета сумма НДС вычету не подлежит и в расходы при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ для предпринимателей) не включается.

Применение ценовых скидок на реализуемый товар активизируют сбытовую деятельность. Однако налоговые органы часто квалифицируют применение скидок на реализуемый товар как его безвозмездную передачу, а, следовательно, требуют от продавца уплаты НДС с суммы предоставленной скидки и от покупателя – включения суммы полученной скидки в доход при исчислении налога на прибыль.

Залогом избежания таких налоговых споров выступает договор, который определяет договорной ценой товара цену с учетом всех предоставленных скидок. Причем условие формирования цены товара может содержаться как в тексте договора, так и в дополнительном соглашении к нему.

При этом необходимо отметить, что для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 1, 2 ст. 40 НК РФ).

Рыночная цена учитывает обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, и товаров (работ, услуг) на новые рынки;реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей (п. 3 ст. 40 НК РФ).

При применении скидок, как правило, издается приказ (распоряжение) руководителя организации, в котором обосновывается уменьшение цены на тот или иной товар. При предоставлении маркетинговых скидок должна быть утвержденная «Маркетинговая политика организации».

Таким образом, НДС является достаточно сложным налогом и требует организации четкой грамотной учетной работы при его планировании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)